Наткнулась на коротенький документальный фильм Виноградова о поступлении в театральный 66-го, что ли, года.
Сижу, перевариваю. В общем-то, фильм о "неудачниках" - большую часть времени снимают тех, кто в итоге не поступил. За кадром спокойный голос: "Возможно, здесь стоят будущие космонавты, инженеры... столяры, повара..." и т.д. "Тысяча из этих ребят больны театром - их надо вылечить". Я не поручусь за точность цитат, но за смысл - пожалуй.
Так вот, ловлю себя на мощнейшем чувстве протеста. Нет, не надо "вылечивать" больных театром. Не надо им рассказывать, что они станут космонавтами - это заведомая чушь. Чем больше людей остануться "невылеченными" - тем большее разнообразие мы будем наблюдать в итоге.
Я за "биоразнообразие", за разнообразие человеческих лиц, эмоций, характеров.
Мне бы не хотелось учиться с теми, кого показывают в рядах счастливчиков. Я с неудачниками - у них лица интересней.

Естественно, я недостаточно хорошо знаю предмет. Но мне всё же кажется, что жёсткая калибровка - принцип неверный, и особенно он неверен, когда речь идёт об искусстве - хотя бы потому, что искусство начинается с открытия нового - в себе и вокруг.
И ещё потому, что театр говорит о человеке, обращается к человеку, и должен начинаться прежде всего с принципа человечности. Работать в студии, где главным принципом является забота о партнёре, куда заманчивей, чем мотаться по антрепризам. (Другой вопрос - на что такой "неоткалиброванной" непрофессиональной студии жить. Где жить, под какой эгидой и с какой администацией сосуществовать). Помнится, П.А. как-то раз написал объявление: "Приглашаются застенчивые дети". Пародоксально? Какие же в современном театре "застенчивые"? Они туда просто не придут.
Вот и получается, что забота о партнёре, партнёрское чувство сейчас отмечаются, как редкие качества актёров с большой буквы - Алису Фрейндлих назову не задумываясь, а о ком ещё так говорили? Вот о Леонове, пожалуй... Редкость и роскошь, которую не всякий может себе позволить - которая попросту не у всякого есть.

А себе я замечу, что и музыка, которую я люблю, рождалась не в консерваторских головах, а в головах филологов, инженеров, физиков, биологов, медиков и просто шизанутых "свободных художников" типа Саши Литвинова ("Веня Д'ркин из Максютовки", как он однажды неосторожно пошутил). Но музыканту иногда бывает проще пристроиться - настроил гитару в гостях - и понеслась...